...Здібним заздрять, талановитим шкодять, геніальним лестять (М.Фадуль)...

Головне меню

Науково-практична Інтернет-конференція 14.06.2018 - СЕКЦІЯ №4
Публичное юридическое лицо, как и сама доктрина юридических лиц публичного права, по сравнению с другими доктринами является новой в правовой системе Азербайджана. По мнению Ш.Алиева, «введение в Азербайджане института «юридического лица публичного права» связано с осуществлением им функций, представляющих важное значение для государства и общества» [5, с.3; 7]. По его мнению, публичные юридические лица, или юридическое лицо публичного права, создают для Азербайджанской Республики достаточно много новых возможностей, чтобы, не нарушая системы управления, были созданы новые структуры как органические части данной системы, и государство могло осуществлять новые функции, не ломая систему [5, с. 3; 7].
В практике европейских стран, даже государственные детские сады, школы, университеты, медицинские учреждения, крупные организации являются юридическими лицами публичного права. Как, например, в ФРГ и других странах западной Европы железнодорожные корпорации являются юридическими лицами публичного права. Из-за того, что перевозка пассажиров внутри страны носит жизненно важный характер, и железная дорога должна работать в любом случае, эти предприятии не могут обанкротиться. Из-за этого государство взяло на себя эти функции. Это не является ни управленческой, ни хозяйственной функцией и железнодорожным компаниям предоставлен статус юридического лица публичного права [5, с. 3; 7].
Согласно плану государства, структуры, создаваемые в статусе юридического лица публичного права, будут функционировать по принципу самофинансирования. Как правило, государственные органы не могут финансировать себя, и все расходы оплачиваются за счет государственного бюджета. Также ожидается появление публичных юридических лиц и в других сферах, к примеру, в образовании [5, с. 3; 7].
Законодательное закрепление публичных юридических лиц из стран бывшего СССР нашло отражение в Грузии, Украине, Молдове и странах Прибалтики. Ст. 17 Основного Закона Греции даже придает публичным юридическим лицам конституционный статус [7].
Несмотря на довольно широкое распространение, сама доктрина юридического лица публичного права довольно молода. Она возникла около 200 лет назад во Франции в рамках строительства административного государства. Постепенно с конца XIX века, она начинает применяться во многих странах Европы и, уже в 1900 году была закреплена в параграфах 80, 85 и 87 Гражданского кодекса Германии, который далее служил образцом для континентальной правовой системы. 
В западноевропейской доктрине и правоприменительной практике, отмечается, что юридические лица публичного права это те, которые: 
1) обладают статусом юридического лица; 
2) создаются путем принятия публично-правового акта; 
3) наделены властными полномочиями; 
4) имеют специализированное предназначение, ограниченное сформулированными в публично-правовом акте предметами ее ведения [9, c. 103-109].
В юридической науке и практике отмечаются и другие признаки, в частности особый род деятельности – выполнение общеполезных функций, наличие иерархического начала, публично-правовая природа ответственности, более узкая автономия, наличие прав и обязанностей публичного характера, общая связанность законом и т.д. Но все авторы едины во мнении, что по своей сути эти образования являются юридическими лицами. И в Законе Азербайджанской Республики «О публичных юридических лицах» также отмечается, что другие вопросы, связанные с созданием публичного юридического лица, регулируются Гражданским кодексом Азербайджанской Республики с учетом особенностей, установленных настоящим Законом. Публичное юридическое лицо приобретает статус юридического лица после государственной регистрации соответствующим органом исполнительной власти в порядке, установленном Законом Азербайджанской Республики «О государственной регистрации юридических лиц в государственном реестре». Публичное юридическое лицо имеет гражданские права и несет гражданские обязанности с момента государственной регистрации, правоспособность публичного юридического лица прекращается с момента завершения его ликвидации.
Но, как отмечается в литературе, наделение юридического лица публичными функциями или, наоборот, придание статуса юридического лица государственным органам не изменяет сущности понятия юридического лица, состоящей в имущественном обособлении. 
В юридической литературе проводится следующая классификация юридических лиц по наличию у них публичного элемента: 
− юридические лица частного права (действуют в своих собственных интересах);
− смешанные юридические лица (действуют в определенных целях публичного характера и могут наделяться для этого отдельными властными полномочиями);
 юридические лица, осуществляющие функции органов государственной власти [8, с.77–85]. 
На основе анализа юридической литературы можно выделить следующие черты юридических лиц публичного права, независимо от того, осуществляет ли данное лицо функции государственного значения: 
 юридическое лицо публичного права никогда не может обанкротиться. Судебные иски против юридического лица публичного права возможны не в обычном гражданско-правовом порядке, а в рамках административного производства;
 юридическое лицо публичного права может оказывать как бесплатные, так и платные услуги, может самофинансироваться, или же, если будет необходимость, финансироваться из бюджета;
 сотрудники публичного юридического лица могут быть государственными служащими, заключаемые им договора могут не быть гражданскими договорами, а могут быть административными договорами, такими же, как и заключаемые государственными органами. Для юридического лица публичного права нет ограничений, существующих для обычного юридического лица гражданского права. Непосредственным его учредителем является государство;
 его имущество не может быть заложено;
 в отношении данного имущества не может начаться судебное производство.
Правосубъектности публичных юридических лиц и коммерческих лиц различаются. Ст. 3.1. Закона «О публичных юридических лицах», ограничивая возможность осуществления предпринимательской деятельности публичных юридических лиц, отмечает, что они могут заниматься данной деятельностью только лишь в тех случаях, когда данная деятельность служит достижению целей, поставленных при их создании и в их уставах, и соответствует этим целям [6]. В случае, когда это предусмотрено в его уставе, публичное юридическое лицо может создавать хозяйственные общества или принимать участие в них. Но согласно ст. 44.2 Гражданского Кодекса коммерческие юридические лица могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом [1, с. 34]. Исходя из вышеуказанного, считается целесообразным добавить в текст ст. 44.2 Гражданского Кодекса АР аналогичную норму, закрепленную в ст. 3.1. Закона «О публичных юридических лицах»: Публичные юридические лица могут заниматься предпринимательской деятельностью только лишь в тех случаях, когда данная деятельность служит достижению целей, поставленных при их создании и в их уставах, и соответствует этим целям.
По нашему мнению, вышеуказанные изменения в экономической жизни государства и в его законодательстве, требуют соответствующих изменений и в самой Конституции Азербайджанской Республики. Так, согласно ст. 4.1. Закона АР «О публичных юридических лицах» публичное юридическое лицо от имени государства создается соответствующим органом исполнительной власти (орган исполнительной власти, определенный Президентом АР), а от имени муниципалитета – соответствующими органами муниципалитета. Но в статьях 109 и 144 Конституции АР, определяющих соответственно полномочия Президента АР и муниципалитетов, за этими органами прямо не закреплено полномочие по созданию или определению органа исполнительной власти для создания публичных юридических лиц. Во всех Указах Президента АР о создании публичных юридических лиц [2; 3; 4] глава государства ссылается на ч. 32 ст. 109 Конституции (в исполнительном порядке решает другие вопросы, не отнесенные настоящей Конституцией к ведению Милли Меджлиса и судебных органов АР).
Учитывая вышеуказанное, предлагается внести следующие изменения в Конституцию Азербайджанской Республики: 
− к ст. 109 Конституции, добавить новый пункт в следующей редакции:
«в пределах своих полномочий создает и определяет орган исполнительной власти для создания публичных юридических лиц».
− к ст. 144 Конституции добавить новый пункт в следующей редакции:
«создание публичных юридических лиц в пределах своих полномочий».

Список использованных источников:
1. Azərbaycan Respublikasının Mülki Məcəlləsi. Bakı: Qanun, 2016, 576 s. 
2. «Azərbaycan Respublikasının Prezidenti yanında Vətəndaşlara Xidmət və Sosial İnnovasiyalar üzrə Dövlət Agentliyinin tabeliyində «ABAD» publik hüquqi şəxsin yaradılması haqqında» Azərbaycan Respublikasi Prezidentinin 23 sentyabr 2016-cı il tarixli (№ 1047) Fərmanı. URL: http://www.e-qanun.az/framework/33746 
3. «Azərbaycan Respublikasının Dövlət İmtahan Mərkəzi publik hüquqi şəxsin yaradılması haqqında» Azərbaycan Respublikasi Prezidentinin 11 aprel 2016-cı il tarixli (860) Fərmanı. URL: http://www.e-qanun.az/framework/32559 
4. «Azərbaycan Respublikasının Maliyyə Bazarlarına Nəzarət Palatası publik hüquqi şəxsin yaradılması haqqında» Azərbaycan Respublikasi Prezidentinin 3 fevral 2016-cı il-cı il tarixli (760) Fərmanı. URL: http://www.e-qanun.az/framework/31990 
5. Publik hüquqi şəxs dövlət və cəmiyyət üçün əhəmiyyətli funksiyaları həyata keçirir. «Xalq» qəzeti, Bakı, 2016, 10 fevral, S. 3.
6. «Publik hüquqi şəxslər haqqında» 29 dekabr 2015-ci il tarixli (№ 97-VQ) Azərbaycan Respublikasının Qanunu. URL: http://www.e-qanun.az/framework/31994 
7. Алиев Шахин. Государственное управление, как система, находится в постоянном развитии. URL: http://news.day.az/politics/747405.html 
8. Курбатов А.Я. О юридических лицах публичного права. Хозяйство и право, 2009, № 10, С.77—85.
9. Тарасов О.И. Понятие и признаки юридического лица публичного права. Закон, 2012, № 8, С. 103—109. 
 
 

Додати коментар


Захисний код
Оновити


-
English French German Polish Romanian Russian Ukrainian
2018
Листопад
ПнВтСрЧтПтСбНД
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  
Національний розвиток держави і права повинен ґрунтуватися, у першу чергу, на:
 
На Вашу думку чи забезпечують реалізацію принципу верховенства права законодавчі реформи 2018 року?
 
Система Orphus
Повну відповідальність за зміст опублікованих тез доповідей несуть автори, рецензенти та структурні підрозділи вищих навчальних закладів та наукових установ, які рекомендували їх до друку.

Лічильники і логотипи

Актуальна Юриспруденція