Науково-практична Інтернет-конференція 06.12.2018 - СЕКЦІЯ №3
Реализация конституционных прав граждан на здоровые и безопасные условия труда подразумевает необходимость улучшения существующего состояния охраны труда, являющегося одной из причин страданий и лишений большого количества населения, создания масштабных беспорядков по всему миру. Вопреки выполнению «задач по оптимизации и улучшению условий труда, способствующих снижению числа рабочих мест с вредными и (или) опасными условиями, обстановка по-прежнему остается напряженной» [3, с. 91].
Поэтому в перспективных направлениях трудоохранной политики каждого государства должно найти отражение как совершенствование мероприятий по улучшению охраны труда, так и усиление организационного аспекта, включая совершенствование законодательства в данной области. Немаловажное значение при этом имеет учет «международного опыта по улучшению условий и повышению безопасности труда» [3, с. 96]. 
Согласно ст. 226 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее – ТК Республики Беларусь) наниматель обязан обеспечивать охрану труда работников. Положения данной статьи являются более детальными и развернутыми по сравнению с аналогичными обязанностями нанимателя в области охраны труда, содержащимися в Кодексе законов о труде Украины (далее – КЗоТ Украины). Так, наиболее широкий перечень обязанностей нанимателя представлен в ст. 153 КЗоТ Украины, согласно которому на всех предприятиях, в учреждениях, организациях создаются безопасные и безвредные условия труда. Предлагаем рассмотреть данные нормы подробнее.
Анализируя перечни обязанностей нанимателя в Беларуси и Украине, следует отметить положительную сторону включения украинским законодателем в этот список обязанности по внедрению современных средств техники безопасности в производственный процесс и обеспечению санитарно-гигиенических условий, что является своеобразным шагом к предотвращению производственного травматизма и снижению риска возникновения профессиональных заболеваний работников [4, ч. 4 ст. 153]. Следует отметить, что в Украине трудовые коллективы активно вовлечены в процесс управления охраной труда: они обсуждают и одобряют комплексные планы улучшения условий, охраны работы и санитарно-оздоровительных мероприятий, контролируют выполнение этих планов, что отражено в ч. 8 ст. 153 КЗоТ Украины.
В отличие от ТК Республики Беларусь, в КЗоТ Украины содержится обязанность собственника или уполномоченного им органа по облегчению и оздоровлению условий труда работников. Так, согласно ст. 158 КЗоТ Украины, собственник или уполномоченный им орган обязан принимать меры по облегчению и оздоровлению условий труда работников путем внедрения прогрессивных технологий, достижений науки и техники, средств механизации и автоматизации производства, требований эргономики, положительного опыта по охране труда, снижения и устранения запыленности и загазованности воздуха в производственных помещениях, снижения интенсивности шума, вибрации, излучений и т.д.
Сами меры по охране труда в КЗоТ Украины не описаны, однако в тексте Кодекса [4, ст. 161] имеется отсылка на Закон Украины «Об охране труда» [2]: «собственник или уполномоченный им орган разрабатывает с участием профессиональных союзов и реализует комплексные мероприятия по охране труда в соответствии с Законом Украины «Об охране труда». 
Часть обязанностей нанимателя в Республике Беларусь (выдача молока и лечебно-профилактического питания, обезвреживающих средств, обязательные медосмотры работников определенных категорий, обеспечение работников горячих цехов газированной соленой водой), несмотря на упоминание в ст. 226 ТК Республики Беларусь, нашла свое закрепление также в отдельных статьях Кодекса (ст.ст. 225, 228, 230, 231 ТК Республики Беларусь). Вышеуказанный перечень обязанностей упоминается и в Законе Республики Беларусь «Об охране труда» (далее - Закон), вместе с тем, данные положения размещены достаточно разрозненно по его тексту: расположены после норм о службе охраны труда, услугах по охране труда, обучении (ст.28, ст. 30 Закона), тогда как обязанности нанимателя перечислены в ст.17 Закона, что значительно затрудняет их поиск и усвоение.
Обращаясь к Закону Республики Беларусь «Об охране труда», можно рассмотреть в его тексте обязанности нанимателя по организации медосмотров, выдаче средств индивидуальной защиты, однако в указанных в нем мерах недостаточно внимания уделено профилактике профессиональных заболеваний, отсутствуют нормы о выдаче лечебно-профилактического питания и др. [1, ст. 17]. На наш взгляд, было бы целесообразней с точки зрения первостепенной важности и заботы о здоровье работников включить хотя бы часть данных положений, возможно, если не в ТК Республики Беларусь, который имеет большую юридическую силу и значимость, то хотя бы в Закон. Это продемонстрирует также и проявляемый законодателем интерес к здоровью трудоспособного населения Республики.
Таким образом, перечень обязанностей нанимателя, содержащийся в ТК Республики Беларусь [5, ст. 226], дублируется и немного уточняется в Законе. В целом нормы указанных актов в данной части практически идентичны и их дублирование лишь загромождает и затрудняет чтение их обоих. Так как Закон «Об охране труда» призван уточнять нормы Кодекса и является более специальным актом по отношению к нему, то предлагаем максимально обобщить и систематизировать положения ТК Республики Беларусь, содержащие обязанности нанимателя, в одну статью, либо ограничиться при их перечислении ссылкой на соответствующий Закон. На основании вышеизложенного и с учетом опыта соседнего государства, предлагаем включить в перечень обязанностей нанимателя, расположенный в ст.17 Закона Республики Беларусь «Об охране труда», следующие дополнения:
1. Обязанность по внедрению современных средств техники безопасности в производственный процесс;
2. Обязанность принимать меры по усовершенствованию и оздоровлению условий труда работников путем внедрения прогрессивных технологий, достижений науки и техники, средств механизации и автоматизации производства, требований эргономики, положительного опыта по охране труда, снижения и устранения запыленности и загазованности воздуха в производственных помещениях, снижения интенсивности шума, вибрации, излучений и т.д.;
3. Обязанность по выдаче лечебно-профилактического питания работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также уделить внимание описанию в Законе мер по профилактике профессиональных заболеваний работников.

Список использованных источников:
1. Об охране труда: Закон Республики Беларусь от 23.06.2008 №356-З (с изм. и доп. от 12.07.2013). Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2008. № 158. 2/1453.
2. Об охране труда: Закон Украины от 14.10.1992 №2694-XII (с изм. и доп. от 19.12.2017). Ведомости Верховной Рады Украины. 1992. № 49. ст.668.
3. Кляуззе В.П., Сечко Л.К. Концептуальные подходы к совершенствованию государственного управления охраной труда в 2016-2020 гг. Белорусский экономический журнал. 2015. № 1. С. 86—96.
4. Кодекс законов о труде Украины от 10.12.1971 №322-VIII (с изм. и доп. от 18.09.2018). Ведомости Верховной Рады Украины. 1971. приложение к № 50. ст. 375.
5. Трудовой кодекс Республики Беларусь от 26.07.1999 №296-З (с изм. и доп. от 13.11.2017). Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 1999. № 80. 2/70.

Научный руководитель: Ковалева Е.А., к.ю.н., доцент, доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин Учреждения образования "Гомельский государственный университет им. Ф. Скорины".