... Тричі вбивця той, хто вбиває думку (Р. Ролан) ...

Головне меню

Науково-практична Інтернет-конференція 06.10.2016 - Секція №5
Статья 205-1 УК Украины предусматривает ответственность за подделку документов, представляемых для проведения государственной регистрации юридического лица и физических лиц-предпринимателей. Согласно ч. 1 данной статьи, внесение в документы, которые в соответствии с законом подаются для проведения государственной регистрации юридического лица или физического лица-предпринимателя, заведомо ложных сведений, а также умышленное представление для проведения такой регистрации документов, содержащих заведомо ложные сведения, наказываются штрафом от пятисот до тысячи необлагаемых минимумов доходов граждан или арестом на срок от трех до шести месяцев, или ограничением свободы на срок до двух лет. Часть 2 ст. 205-1 УК Украины устанавливает наказание в виде штрафа от тысячи до двух тысяч необлагаемых минимумов доходов граждан или ограничения свободы на срок от трех до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового за те же действия, совершенные повторно или по предварительному сговору группой лиц, или служебным лицом с использованием своего служебного положения.
В уголовном законодательстве Республики Молдова отсутствует аналогичная норма. В то же время, в соответствии с ч. (8) ст. 263 Кодекса о правонарушениях Республики Молдова [1], представление для регистрации фальшивых (поддельных) документов или недостоверной информации влечет наложение штрафа в размере от 20 до 75 условных единиц1.
Таким образом, украинский и молдавский законодатели оценивают по-разному степень общественной опасности деяний, связанных с подделкой документов, представляемых для проведения государственной регистрации юридического лица и физических лиц-предпринимателей.
Но на этом различия не заканчиваются. Так, предметом преступления, предусмотренного ст. 2051 УК Украины, являются документы, содержащие заведомо ложные сведения, которые в соответствии с законом подаются для проведения государственной регистрации юридического лица или физического лица-предпринимателя. В законодательстве Республики Молдова предмет соответствующего деяния – это фальшивые (поддельные) документы или недостоверная информация, представляемые для регистрации лишь предпринимателя. Такое толкование объясняется тем, что ст. 263 Кодекса о правонарушениях Республики Молдова называется «Незаконное осуществление предпринимательской деятельности». Исходя из этого, предметом деяния, предусмотренного ч. (8) ст. 263 Кодекса о правонарушениях Республики Молдова, не могут являться фальшивые (поддельные) документы или недостоверная информация, представляемые для регистрации тех юридических лиц, которые не будут осуществлять предпринимательскую деятельность.
Несмотря на это, порядок регистрации таких юридических лиц не отличается от порядка регистрации юридических лиц, которые будут осуществлять предпринимательскую деятельность. В обоих случаях применяется Закон Республики Молдова о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей [2]. В этом смысле, данный законодательный акт не отличается от Закона Украины о государственной регистрации юридических лиц, физических лиц-предпринимателей и общественных формирований [3].
В отличие от ст. 205-1 УК Украины, ч. (8) ст. 263 Кодекса о правонарушениях Республики Молдова обозначает в качестве предмета деяния не только определенные документы, но и определенную информацию, не имеющую документальной фиксации. В этом смысле, диспозиция ч. (8) ст. 263 Кодекса о правонарушениях Республики Молдова имеет некоторые схожие черты с положениями ч. (1) ст. 48 Закона Румынии о торговом реестре [4]. Согласно этой норме лицо, предоставившее заведомо недостоверные данные, на основании которых была проведена регистрация или внесены сведения в торговый реестр, наказывается лишением свободы на срок от 3 месяцев до 2-х лет или штрафом в размере от 1000000 до 5000000 лей, если, по закону, данное деяние не представляет собой более тяжкое преступление. Однако отметим, что, Законом Румынии о введении в действие Уголовного кодекса Румынии [5], статья 48 была исключена из Закона Румынии о торговом реестре. В настоящее время в подобных случаях применяется ст. 323 «Использование подложных данных» Уголовного кодекса Румынии.
С точки зрения объективной стороны деяния, преступление, предусмотренное ст. 205-1 УК Украины, выражается в совершении одного из действий, носящих альтернативный характер: 1) внесение в документы, которые в соответствии с законом подаются для проведения государственной регистрации юридического лица или физического лица-предпринимателя, ложных сведений; 2) представление для проведения такой регистрации документов, содержащих заведомо ложные сведения. Для сравнения, лишь действие, состоящее в представлении для регистрации фальшивых (поддельных) документов или недостоверной информации, характеризует объективную сторону деяния, предусмотренного ч. (8) ст. 263 Кодекса о правонарушениях Республики Молдова.
Внесение ложных сведений в документы, представляемые для регистрации предпринимателя, а равно фальсификация таких документов, прямо не указаны в ч. (8) ст. 263 Кодекса о правонарушениях Республики Молдова. Это отнюдь не означает, что совершение таких действий, за которыми следует представление для регистрации фальшивых (поддельных) документов, необходимо квалифицировать по правилам совокупности деяний. Внесение ложных сведений в документы, представляемые для регистрации предпринимателя, а равно фальсификация таких документов, совершенные с целью представления для регистрации фальшивых (поддельных) документов, является не более чем созданием условий, то есть приготовлением к деянию, предусмотренному ч. (8) ст. 263 Кодекса о правонарушениях Республики Молдова.
Возможна ситуация, когда одно лицо вносит ложные сведения в документы, представляемые для регистрации предпринимателя, либо фальсифицирует такие документы, а другое лицо представляет их для регистрации предпринимателя. В такой ситуации первое лицо будет отвечать за пособничество в совершении деяния, предусмотренного ч. (8) ст. 263 Кодекса о правонарушениях Республики Молдова. Нет никаких оснований для вменения данному лицу состава преступления, предусмотренного ст. 361 УК Республики Молдова, устанавливающей ответственность среди прочего за изготовление поддельных официальных документов, предоставляющих права или освобождающих от обязанностей.
С точки зрения субъективной стороны деяния, заведомость характеризует преступление, предусмотренное ст. 205-1 УК Украины. По мнению А.И. Рарога, «термин «заведомость» представляет собой технический прием, применяемый законодателем для характеристики субъективной стороны преступления. Он означает способ указания в законе на то, что субъекту при совершении деяния было заранее известно (ведомо) о наличии тех или иных обстоятельств, имеющих существенное значение для квалификации преступления или для назначения наказания, т. е. он достоверно знал об этих обстоятельствах» [6, с. 640-641]. Молдавский законодатель не прибегает к такому техническому приему при описании деяния, предусмотренного ч. (8) ст. 263 Кодекса о правонарушениях Республики Молдова. Таким образом, данная норма может применяться и в случае представления для регистрации фальшивых (поддельных) документов или недостоверной информации, когда субъект деяния не знал достоверно о подложности документов или о недостоверности информации.
Также отметим, что деянию, предусмотренному ч. (8) ст. 263 Кодекса о правонарушениях Республики Молдова, не свойственны отягчающие обстоятельства, указанные в ч. 2 ст. 205-1 УК Украины: совершение деяния повторно или по предварительному сговору группой лиц, или служебным лицом с использованием своего служебного положения.
В другом контексте, высказываясь по поводу некоторых вопросов применения уголовного законодательства Российской Федерации, М.М. Маликов утверждает: «Государственная регистрация в качестве предпринимателя, произведенная на основе представленных документов, содержащих заведомо ложные сведения, носит изначально незаконный характер. Поэтому деятельность лица после такой регистрации, по существу, является незаконной предпринимательской деятельностью, осуществляемой без регистрации. Представляется, что новая форма, введенная в ст. 171 УК РФ – осуществление предпринимательской деятельности «с представлением в регистрирующий орган документов, содержащих заведомо ложные сведения», является излишним решением законодателя» [7, c. 8]. Справедливости ради cтоит отметить, что в действующей редакции ст. 171 УК РФ более не упоминается такая форма незаконного предпринимательства, как представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов, содержащих заведомо ложные сведения.
Тем не менее, мнение, высказанное М.М. Маликовым, побудило нас к постановке следующего вопроса: необходима ли дополнительная квалификация по нормам об осуществлении предпринимательской деятельности без регистрации при применении ст. 205-1 УК Украины или ч. (8) ст. 263 Кодекса о правонарушениях Республики Молдова? 
Считаем, что нет необходимости в такой дополнительной квалификации. В анализируемой ситуации осуществление предпринимательской деятельности без регистрации будет являться не более чем результатом деяний, предусмотренных ст. 205-1 УК Украины или ч. (8) ст. 263 Кодекса о правонарушениях Республики Молдова. Было бы несправедливо привлекать одно и то же лицо к ответственности за деяние и за результат того же деяния. Таким образом, ответственность по ст. 2051 УК Украины должно исключать ответственность по ст. 164 «Нарушение порядка осуществления хозяйственной деятельности» Кодекса Украины об административных правонарушениях. Аналогичным образом, ответственность по ч. (8) ст. 263 Кодекса о правонарушениях Республики Молдова должно исключать ответственность по ст. 241 «Незаконное занятие предпринимательской деятельностью» УК Республики Молдова, а также по ч. (1) ст. 263 Кодекса о правонарушениях Республики Молдова.
 
1 В соответствии с ч.(2) ст.64 УК РМ, одна условная единица штрафа равняется 20 леям, то есть примерно 25 гривнам.
 
Список использованных источников:
1. Monitorul Oficial al Republicii Moldova. – 2009. – nr. 3-6.
2. Monitorul Oficial al Republicii Moldova. – 2007. – nr. 184-187.
3. Відомості Верховної Ради України. – 2003. – № 31-32.
4. Legea României privind registrul comerţului, nr.26 din 05.11.1990 // Monitorul Oficial al României. – 1990. – nr. 12.
5. Legea României pentru punerea în aplicare a Legii nr.286/2009 privind Codul penal, nr.187 din 24.10.2012 // Monitorul Oficial al României. – 2012. – nr. 757.
6. Энциклопедия уголовного права. Т. 4. Состав преступления. – Санкт-Петербург: Издание профессора Малинина, 2005. – 797 с.
7. Маликов М.М. Уголовно-правовая и криминологическая характеристика незаконного предпринимательства: автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора юридических наук / М.М. Маликов. – Махачкала, 2005. – 26 c. {jcomments off}
 
 

-
English French German Polish Romanian Russian Ukrainian
2022
May
MoTuWeThFrSaSu
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     
Національний розвиток держави і права повинен ґрунтуватися, у першу чергу, на:
 
На Вашу думку чи забезпечують реалізацію принципу верховенства права законодавчі реформи 2020 року?
 

Наші видання

Збірник матеріалів конференції(17.05.2012 року)
Система Orphus
Повну відповідальність за зміст опублікованих тез доповідей несуть автори, рецензенти та структурні підрозділи вищих навчальних закладів та наукових установ, які рекомендували їх до друку.

Лічильники і логотипи

Актуальна Юриспруденція